Слово “brief” переводится с английского языка как «досье» или «инструкция»... И действительно: бриф на разработку дизайна сайта, который мы просим нашего заказчика заполнить перед тем, как приступить к работе над проектом, – для нас своего рода инструкция. В ней представлено общее описание того, каким образом он должен выглядеть. Её можно сравнить с фундаментом будущего дома, который определяет его надёжность, эстетичность, функциональность и долговечность.
Какие задачи выполняет заполненный бриф на разработку сайта?
- Во-первых, он определяет правильность понимания проекта обоими сторонами;
- Во-вторых, он даёт возможность примерно определить время, которое потребуется на реализацию проекта;
- Во-третьих, он позволяет рассчитать примерную стоимость создания сайта;
- В-четвёртых, он позволяет нам получить общее представление о направлении деятельности заказчика.
Стандартные брифы на разработку web-сайтов
В Интернете можно найти немало примеров брифов на разработку сайта. Они представляют собой что-то вроде анкеты с не более чем двадцатью вопросами, которые затрагивают:
- Общие сведения о предприятии – год основания, местонахождение, направления деятельности;
- Всё, что касается истории его основания и развития (цель, миссия, этапы развития и достижения на сегодняшний день);
- Особенности услуг или товаров, которые предлагает предприятие, их преимущества, а также их целевая аудитория;
- Предприятия, которые являются основными конкурентами.
Такие брифы на разработку сайта называют стандартными. Их можно отправлять заказчикам на почту в формате “PDF” или любом другом, который удобен. Не стоит включать в них слишком много вопросов, поскольку это может отпугнуть уже на данном этапе. Пускай заполнение таких опросников потребует минимум времени, но оно даст общее представление о компании, а также результатах, которые они желают увидеть её представители от реализации проекта.
После этого можно дать запрос на получение дополнительных сведений, в частности:
- Ссылку на официальный сайт (если он уже есть);
- Ссылки на профили в социальных сетях (если они уже есть);
- Презентации компании и её товаров или услуг;
- Каталоги, прайс-листы, коммерческие предложения;
- Записи бесед менеджеров с клиентами компании.
После изучения вышеперечисленной информации наша команда изучает особенности целевой аудитории, её нужды и потребности, а также подвергает тщательному анализу конкурентов и их сайты. На данном этапе на основании полученных сведений мы также разрабатываем более индивидуализированные брифы о компании, её товарах и целевой аудитории.
Какие вопросы должен включать в себя бриф о ЦА?
Его составляют ещё до того, как приступить к анализу рынка, чтобы получить следующие сведения:
- Пол, возрастная категория, регион проживания и уровень дохода представителей ЦА;
- Их проблемы, которые помогает решить товар или услуга;
- Вопросы, чаще всего задаваемые во время первого обращения и на этапе согласования коммерческого предложения;
- Страхи и сомнения, которые заставляют отказаться от покупки товара или заказа услуги;
- Критерии, по которым происходит оценивание товара или компании (цены, сроки, опыт, отзывы, выполненные проекты, прочее);
- Целевое действие, которое нужно получить от пользователя сайта (регистрация, звонок, расчёт цены, заказ замера).
На подобные вопросы мы просим ответить не только руководителей компании, но и её менеджеров по продажам.
Какие вопросы должен включать в себя бриф о компании?
О них не сложно догадаться, если просмотреть несколько сайтов различных компаний: на них всегда есть блоки с их описанием. Они позволяют потенциальному клиенту получить информацию, которая определит его лояльность по отношению к ним. Это может быть предоставление общих сведений, обращение руководителя, описание преимуществ, сведения о специалистах, статистика выполненных заказов, количества клиентов и проч.. Чтобы реализовать его, нужно узнать об:
- Особенностях производственных мощностей (оборудование, склады, цеха);
- Автопарке, количестве и видах автомобилей в нём;
- Коллективе (количестве сотрудников, занимаемых ими должностях, опыте их работы и образовании);
- Документах, подтверждающих достижения компании (сертификаты, награды, благодарности);
- Выполненных или пребывающих на стадии выполнения проектах (самые интересные, масштабные или сложные, повышающие доверие клиентов);
- Особенностях сотрудничества с компанией (взаимодействие на уровне «клиент-продавец», сроки выполнения работ, их этапы).
Конечно же, вышеперечисленное – лишь основы, и оптимально ориентироваться по ситуации. К примеру, если предприятие имеет богатую историю, которая началась ещё в период Советского Союза, можно попросить осветить её ключевые вехи и представить их на сайте, как это сделали мы при разработке легендарного ОКБ «Кристалл»:
Если же предприятие располагает уникальными производственными мощностями, можно поинтересоваться ими и представить и их:
Какие вопросы нужно включить в индивидуальный бриф о товаре или услуге?
Вопросы данной направленности потребуются не только на первом этапе работы над проектом, но и после завершения исследования рынка продукции и особенностей целевой аудитории. Они необходимы для того, чтобы:
- Понять, какое предложение будет считаться самым выгодным;
- Каким образом можно развеять страхи и сомнения представителей ЦА.
К примеру, клиент ранее сталкивался с тем, что авторемонтная мастерская повышала цены на свои услуги в процессе ремонта автомобиля. Он не желает столкнуться с этой ситуацией снова, и поэтому на сайте заказчика нам нужно ответить на следующий вопрос: «Каковы гарантии того, что это не произойдёт при обращении к нему?». Идя таким путём, мы разрабатываем индивидуальный бриф, который максимально соответствует его виду деятельности с чёткими конкретными вопросами под него.
Актуальность брифа при разработке сайта
Эффективная и успешная работа над проектом по разработке сайта невозможна без первичного брифа. Из него можно определить:
- Задачи, которые он должен решать;
- Его тип (много- или одностраничник, посадочная страница, магазин);
- Источники трафика для него.
Помимо этого, нас интересует и целый ряд других вопросов: от особенностей оформления и необходимости на сайте онлайн-калькуляторов до настройки рекламы и прочими фитчами. Таким образом, в среднем нашему заказчику нужно заполнить приблизительно на пятьдесят вопросов, которые позволяют нам получить все необходимые сведения для создания по-настоящему успешного сайта для него.