 Олег Чичин, Founder/CEO
Олег Чичин, Founder/CEO
 Александр Блюмгарт , Head of Dev
Александр Блюмгарт , Head of Dev
Создание сайта всегда имеет под собой определенные цели для бизнеса: увеличение продаж, повышение узнаваемости бренда, привлечение нового сегмента аудитории и т.д. Для выполнения каждой из них ресурс должен обладать функциональностью, которая поможет бизнесу достичь желаемого.
Чтобы не забыть обо всех моментах, необходимых для сайта, перед разработкой составляется техническое задание. Ни один хороший IT-специалист не возьмется за проект без четкого ТЗ. Поэтому заказчик должен озаботиться сбором информации о компании и требованиями к сайту предварительно.
Перед разработчиком стоит задача — создать сайт, который станет для заказчика рабочим инструментом для развития бизнеса. Чтобы все сработало, ему нужно знать, как платформа должна реагировать на те или иные действия пользователя. За это в техническом задании отвечают функциональные требования — подробное описание того, как ресурс будет работать, какие функции и возможности он сможет предоставить посетителю и владельцу. В этом пункте ТЗ могут быть прописаны:

Чтобы не запутать разработчика и не запутаться самому, заказчику нужно разделить все подготовленные требования на функциональные, нефункциональные и бизнес-требования.
Основные функции, при помощи которых пользователь взаимодействует с сайтом, видны сразу и очевидны. Но есть и скрытые атрибуты, которые обеспечивают работу платформы, и их необходимо отразить в нефункциональных требованиях. Среди них могут быть:
А бизнес-требования нужны команде разработки прежде всего для понимания — чем занимается компания. Примеры бизнес-требований к сайту:
Приступать к разработке сайта без четко сформулированных необходимых на нем функций — нецелесообразно. Своевременная подготовка функциональных требований дает много плюсов, которые облегчат всю процедуру работы над проектом.
Взаимодействия между заказчиком и исполнителем становятся проще, обе стороны понимают друг друга и знают, чего ожидать в результате сотрудничества. Готовый список функциональных требований откроет возможности для обсуждения и редактирования сразу.
Разработка сайта пройдет быстрее, если план будет составлен заранее. Представьте, что вы сами не знаете, как должна выглядеть будущая платформа, и отдаете задачу в работу IT-специалисту. В итоге вам предстоит консультировать разработчика по каждому этапу, отвлекаться от своих текущих задач, предоставлять много правок. Процесс существенно затянется.
Возможные ошибки и несостыковки можно выделить сразу или определить в процессе обсуждения. Это может избавить заказчика от некоторых рисков, незапланированных расходов и неприятных сюрпризов.
Бюджет на разработку сайта можно запланировать заранее, если у вас на руках есть список всех требований, которые команде специалистов необходимо воплотить в жизнь. В случае, когда в ТЗ прописаны и согласованы все детали, и разработчику, и заказчику ясно, на какие средства и результаты рассчитывать.
Можно увидеть картину целиком. Представлять будущий ресурс мысленно — одно, но обозначать конкретные моменты, которые будут на нем — уже совсем другое. Составив подробное техническое задание, вы увидите предполагаемый сайт осмысленным взглядом, поймете, каким он будет и решите для себя на старте, хочется ли что-то изменить.
Руководитель компании может не разбираться в деталях разработки, и это нормально. В этом случае в составлении технического задания ему потребуется помощь IT-отдела и маркетингового отдела компании. Если в штате таких подразделений нет, можно обратиться в стороннюю организацию, которая специализируется на разработке сайтов. Когда специалисты со стороны заказчика подготовят ТЗ, его можно предоставить исполнителю. Возможно, разработчик укажет на моменты, которые лучше будет представить иначе.
Исполнитель может помочь в сборе информации для техзадания со своей стороны тоже. Для этого он будет использовать:
Для наиболее эффективного сотрудничества эти методы надо комбинировать между собой. Например, заполненный заказчиком бриф исполнитель может обновить по итогам личного разговора. Или вообще составить бриф самостоятельно в процессе и по результатам беседы с компанией-заказчиком.
Техническое задание — это документ, поэтому его реализация должна быть структурированной. Обычно документ состоит из нескольких блоков:
Более подробно про структуру техзадания можно почитать в нашей ранней статье.
Занимаясь составлением ТЗ самостоятельно, постарайтесь прописывать все обязательные требования к сайту максимально подробно. К описаниям можно и нужно прикладывать примеры сайтов — референсы, которые помогут исполнителю понять, что вы имели в виду. Референсы могут быть как по дизайну, так и по функциональности: предположим, вы увидели функцию на другом сайте и захотели внедрить ее на свой — приложите ссылку на ресурс со скриншотом и информацией о том, что именно хотите повторить. Продумайте, какие роли на вашем сайте будут играть приходящие пользователи и какие возможности им будут доступны.
А если вы боитесь упустить важные моменты, обратитесь к нам для разработки технического задания.
Успехов!
 Олег Чичин, Founder/CEO
Олег Чичин, Founder/CEO

