Екатерина Лигер Екатерина Лигер , Web-designer

SWOT-анализ для сайта: суть, цели, примеры применения

SWOT-анализ для сайта: суть, цели, примеры применения

Конкуренция в интернете высока, поэтому сайт должен быть не только презентацией бизнеса, но и маркетинговым инструментом. Чтобы ресурс выполнял эту функцию, его необходимо регулярно анализировать: проверять актуальность технологий и контента, выявлять уязвимости и угрозы извне.

В маркетинге есть множество способов сделать это, и в этой статье мы разберем один из них — SWOT-анализ.

Что такое SWOT-анализ и зачем он нужен сайту

SWOT-анализ — методика, позволяющая проанализировать текущее состояние сайта или бизнеса в целом. Итогом исследования этим способом будет возможность спрогнозировать вероятное будущее бизнеса.

В аббревиатуре SWOT зашифрованы слова, отражающие суть метода:

Strengths от англ. — сильные стороны бизнеса, благодаря которым он способен конкурировать с другими игроками рынка.

Weaknesses от англ. — слабые стороны, которые мешают компании становиться лучше.

Opportunities от англ. — возможности, доступные бизнесу.

Threats от англ. — угрозы, которые могут пошатнуть успех компании.

SWOT-анализ универсален: его может провести как корпорация, так и сотрудник индивидуально для себя. Сайту такая методика пригодится для осуществления следующих целей:

  • обозначить текущую ситуацию на сайте (трафик, конверсия, позиция в выдаче), а затем структурировать все ее аспекты;
  • узнать больше о конкурентах и рынке в целом — что является эффективным и популярным на сайтах других компаний, занимающихся аналогичной с вами деятельностью;
  • выявить факторы, которые могут повлиять на деятельность сайта и компании извне (ситуация в нише, обновления в законодательстве, происходящее в мире);
  • спрогнозировать, каким будет влияние внешних факторов на сайт — как отразится то или иное событие на деятельности ресурса и бизнеса, какие есть варианты развития или защиты;
  • посмотреть на сайт не только с положительных или отрицательных качеств однозначно, а увидеть их все и соотнести между собой;
  • построить бизнес-стратегию на основании результатов SWOT-анализа.

Как провести SWOT-анализ сайта

Обычно SWOT-анализ выполняется в виде матрицы или таблицы.

Вот так может выглядеть пример SWOT-анализа для сайта салона красоты в виде матрицы

Выявив сильные и слабые стороны, можно смоделировать вероятные ситуации и события и заполнить возможности (opportunities). Например, возьмем отсутствие реакции компании на клиентские отзывы в социальных сетях. Как это можно исправить и что это даст в итоге? Если компания будет своевременно давать обратную связь пользователям и ежедневно вести паблики, аудитория станет отзывчивой и благодарной. Следовательно — репутация салона красоты улучшится.

Угрозы (threats) могут быть как со стороны государства или рынка, так и следствием реализованных возможностей. Улучшение репутации бизнеса может привлечь слишком большой поток клиентов — непосильный для текущих мощностей компании.

И здесь мы снова возвращаемся к возможностям: если сотрудников недостаточно, а спрос на услуги продолжает расти, вариантом выхода из положение может стать расширение штата и открытие новых филиалов салона.

Пример свот-анализа для интернет-магазина в виде таблицы

Разберем SWOT-анализ интернет-магазина. При широком ассортименте товара и множестве продавцов медленная загрузка страниц каталога — практически катастрофа. У пользователей должна быть очень хорошая мотивация, чтобы ждать долгую загрузку при обновлении параметров фильтрации. Что делать? Дать задачу IT-специалистам проверить весь ресурс на технические ошибки, найти причину замедления работы, устранить ее, например, незначительно изменив функциональность.

Чтобы провести качественный анализ для сайта, нужно сделать свот-анализ сайтов конкурентов, внутренних источников о деятельности компании, проверить сайт на наличие технических ошибок. Определенную информацию можно узнать только от пользователей сайта: например, насколько комфортна для них текущая функциональность, или какие факторы мешают им продлевать подписку на услугу/покупать продукт постоянно/заходить на сайт регулярно, и пр. Некоторые действия пользователей можно посмотреть через сервис Вебмастер. В остальных случаях хороший способ получить мнение клиентов — это опросы.

Вот, как действия пользователей на сайте записываются в Вебвизоре

Если компания большая, SWOT-анализ потребуется делать совместно с разными ее специалистами: маркетолог, IT-специалист, менеджер по продажам, руководитель службы поддержки клиентов.

Плюсы и минусы SWOT-анализа для сайта

Свот-анализ стал классикой для всех, кто работает в сфере менеджмента и маркетинга, что вполне оправдано его универсальностью. Но и для него есть ограничения. Рассмотрим преимущества и недостатки этого маркетингового инструмента.

Минусы не делают свот-анализ сайта менее эффективным, но дают повод не ограничиваться лишь им. Комбинируя его с другими методами маркетингового анализа, можно получить и качественные, и количественные результаты, увидеть измеримые возможности и вычислить процент вероятности угрозы.

Быстрое выявление уязвимостей сайта способствует формированию новых точек роста. Ситуация в окружающем компанию мире может измениться в любую секунду, и иногда к переменам нужно приступить незамедлительно. Анализируя бизнес с помощью SWOT-методики, можно подготовиться к некоторым рискам заранее и уменьшить потери или избежать их вообще. Залог успеха любого дела — регулярность. Выполняйте SWOT-анализ не менее одного раза в год и развивайте свой бизнес без потерь.