Страницы, которые не пользуются популярностью у поисковых систем, до 2021 года называли недостаточно качественными (НКС). Позднее Яндекс изменил формулировку — теперь НКС объединяют в себе малоценные и маловостребованные страницы (МКС).
Чем больше таких страниц у сайта, тем ниже он будет располагаться в поисковой выдаче. Все потому, что алгоритм поисковых систем считает веб-сайты с повышенным процентом (примерно от 25%) малоценных и маловостребованных страниц нерелевантными или некачественными.
Малоценные страницы: что это, как обнаружить и исправить
Малоценными называются те страницы, которые определяются поисковым роботом как дубли или не содержат видимых для него блоков.
- Поисковик может не индексировать, то есть попросту не видеть важные блоки страницы. Проверить это можно через сервис. Если окажется, что структура страницы не отображается полностью, следует поправить верстку.
- Если же верстка в порядке и все блоки видны поисковому роботу, то страница является малоценной по другой причине — контент на ней схож с контентом на других страницах веб-сайта, т.е. дублируется. Такая ситуация часто может возникать, например, у интернет-магазинов, где информация в карточках разных товаров может быть представлена с малым количеством текста, в основном картинками. Также дублями страницы могут считаться из-за повторяющихся на всем сайте элементов
Как выявить малоценные страницы сайта?
Поскольку большой процент малоценных страниц представляет угрозу для продвижения сайта, необходимо выявлять, исправлять и мониторить ситуацию. Для выявления малоценных веб-страниц есть несколько способов — Яндекс.Вебмастер, Screaming Frog, Batch Unique Checker. Рассмотрим подробнее некоторые из них:
- Яндекс.Вебмастер
Для того, чтобы увидеть в сервисе малоценные веб-страницы, нужно открыть графу «Индексирование», выбрать пункт «Страницы в поиске» и поставить фильтр «Исключенные страницы».
- Screaming Frog
В данной программе можно провести проверку по поиску страниц с малым количеством контента, увидеть, как определяется поисковым роботом содержимое страницы.
Как исправить ситуацию?
Чтобы веб-страницы стали снова видимыми для поисковиков, и, главное, отображались как качественные, следует поработать над ними:
- Повысить уникальность страниц. Если у вас сайт интернет-магазина, позаботьтесь о том, что в карточках товаров не только изображения и видеоролики, но и достаточное количество текста. Важно, чтобы описания товаров отличались друг от друга. Также большой процент уникальности таким веб-страницам дадут отзывы: добавьте возможность оставлять пользователей комментарии и впечатления о том или ином товаре. Если отзывы не будут похожи друг на друга, то уникальность веб-страниц возрастет.
- Некоторые веб-страницы даже при большом количестве уникального контента могут определяться как малоценные, если на них много повторяющихся блоков. Подходящий выход из такой ситуации — закрыть блоки от индексации через <noindex></noindex>.
Маловостребованные страницы: что это, как обнаружить и исправить
Маловостребованными называются те веб-страницы, информация на которых не несет пользы для большинства пользователей. Такой характеристикой поисковый робот может наделять страницы сайтов по следующим причинам:
- Веб-страницы оптимизированы под неправильные запросы. Неправильными запросами в данном случае считаются неполные или микронизкочастотные (мНЧ). Робот проверяет совпадение ключей на страницах и запросов пользователей. Если страница оптимизирована под мНЧ запросы, то робот считает ее маловостребованной, т.к. люди редко заходят на нее из результатов выдачи.
- Контент на веб-страницах не соответствует запросу, под который оптимизирован. Например, в начале страницы указана ключевая фраза, с которой поисковик начинает анализ, но вся остальная информация ниже этой фразы никак с ней не связана. Такие веб-страницы робот причисляет к маловостребованным и не позволяет продвинуться выше в поисковой выдаче по конкретному запросу, поскольку они не являются релевантными.
Как выявить маловостребованные страницы сайта?
Так же, как и с малоценными веб-страницами, маловостребованные необходимо найти и изменить в пользу продвижения сайта. Для этого есть несколько способов:
- Яндекс.Вебмастер
Методика поиска маловостребованных страниц в сервисе идентична поиску малоценных.
- Яндекс.Метрика
Сервис дает возможность проверить наличие маловостребованных страниц через формирование отчета «Страницы выхода». Для корректного анализа нужно поставить фильтры по визитам: «Роботность: только люди» и «Последняя значимая поисковая система: Яндекс», поставить флажок группировки по странице входа и выбрать период — год. В результатах вы сможете увидеть маловостребованные страницы.
- Wizard.Sape
Данный инструмент является платным, но может провести подробный анализ веб-страниц сайта и показать результаты со ссылками и кусочками дублированного контента.
Как исправить?
Метод решения проблемы следует выбирать в зависимости от характера проблемы:
- Изменение формулировки ключей на странице под более востребованные запросы поможет, если информация на веб-странице релевантна запросам, но не тем, которые популярны среди пользователей. В Яндекс.WordStat можно проверить частотность по запросам — возможно, следует изменить, убрать или добавить пару слов, чтобы ключи начали приносить больше визитов.
- Изменение контента страницы под запросы. Данный метод поможет, если вы указали ключ из поискового запроса, но информация на странице недостаточно его раскрывает. Тогда следует поработать над контентом и раскрыть все необходимые стороны ключевой фразы, чтобы пользователи находили ответы на свои вопросы и сайт поднимался в поисковой выдаче.
- Если все способы испробованы или же возможности изменить их нет, то можно закрыть страницы от индексации поисковиками через <noindex></noindex>.
Регулярность проверок сайта на процент малоценных и маловостребованных веб-страниц — одно из важных правил успешного продвижения сайта. Отслеживайте наличие МКС, выявляйте причины и вы сможете устранять проблемы своевременно, не теряя позиций в выдаче.