Федор ЗемсковФедор Земсков, Head of Web

Этапы создания маркетплейса

Этапы создания маркетплейса

Сегодня трудно найти человека, который бы ни разу не совершал покупки на крупных онлайн-площадках. Статистика компании Data Insight показывает, что в период пандемии больше 10 млн покупателей стали оформлять покупки в интернете, а специалисты из сферы e-comm прогнозируют уверенный рост онлайн-покупок. Разберемся, что такое маркетплейс и как его создать.

Что такое маркетплейс?

Маркетплейс - это онлайн-платформа для реализации товаров от разных продавцов, где установлены четкие правила торговли. Существует два варианта организации маркетплейса: все продажи идут от бренда платформы (Ozon) или от своего имени (СДЭК.МАРКЕТ). Особенности маркетплейсов: • Есть сторонние продавцы; • Возможны продажи одних товаров несколькими поставщиками; • Можно реализовывать продажи не только товаров, но и услуг: покупка авиабилетов, бронирование отелей и т.д; • Установлен порядок проведения оплаты, есть схема решения споров и продуман процесс доставки.

Какие маркетплейсы бывают Маркетплейс нужен для взаимодействия с большой аудиторией как продавцов, так и покупателей. Все стороны равны, однако может быть иерархия «предприниматель-клиент». Есть три основных вида маркетплейсов: 1. С2С - продажи и услуги осуществляются обычными людьми (Авито, Юла); 2. B2C - продажи и услуги от бизнеса людям (Ozon, Яндекс.Маркет); 3. B2B - бизнес для бизнеса (TIU.ru, ALL.BIZ).

Распределение маркетплейсов по тематике: • Информационные (YouTube); • Продажа товаров (Ebay, Google Play, Аmazon); • Услуги (Uber, booking.com); • Инвестиции и краудфандинг (Circle.up); • Гибридные (Craigslist и OLX).

Распределение маркетплейса по типу структуры: • Вертикально структурированные – предлагают одну категорию товаров, например, косметику; • Горизонтально структурированные – предлагают разные категории товаров. От одежды до спортивного оборудования и хобби; Заранее стоит подумать над тем, как будет поступать монетизация, потому что от этого зависит дальнейшая разработка маркетплейса.

Монетизировать маркетплейс можно несколькими способами: • Получить комиссию за транзакцию; • Подключить оплату за подписку; • Плата за размещение объявлений или за развитие листинга.

О чем стоит подумать перед разработкой

Перед тем, как решиться на создание маркетплейса, стоит поставить перед ним определенные цели. Владелец платформы должен ответить на три простых вопроса: 1. Зачем бизнесу нужен маркетплейс и какие задачи он будет решать? 2. Какой тип маркетплейса нужен? 3. Что и кому я буду продавать?

Определение целевой аудитории. ЦА – это потенциальные клиенты вашего бизнеса, которые могут совершить покупку и принести пользу маркетплейсу. Онлайн-аудитория достаточно широкая, поэтому процесс определения конкретного покупателя будет не такой, как в интернет-магазине. Изначально маркетплейс рассчитан на работу с двумя ЦА: продавцами и покупателями, поэтому общаться с ними нужно отдельно.

Критерии для определения партнеров: • География работы: вся территория РФ или определенный регион, округ; • Каким способом будет регистрация: юр.лицо, ФОП, нет регистрации; • Какие будут категории товаров (в промышленных масштабах, потребительский); • Стоимость товаров: премиум, широкое потребление, эксклюзив, hand-made;

Критерии покупателей: • Геолокация: территория по всей России или определенная местность. Влияет на возможности доставки товаров покупателям; • Возраст; • Социальный статус и платежеспособность; • Устройство выхода в интернет. Принимая во внимание характеристики ЦА, можно определить стратегию для развития маркетплейса.

Разработка торговой площадки

После определения всех параметров и ЦА можно приступать к разработке маркетплейса. Здесь есть два варианта: создать его с нуля или обратиться к готовому решению. В первом случае понадобится команда опытных специалистов Преимущества маркетплейса с нуля: • Маркетплейс уникален; • Свобода в разработке функционала; • Отличие от конкурентов.

Во втором случае можно сэкономить и использовать специальные платформы, на базе которых создаются веб-ресурсы. Самыми популярными являются следующие: 1С-Битрикс: Энтерпрайз. Распространенная российская платформа для продаж с широким функционалом. На ней полный комплект инструментов для создания маркетплейсов. 1С-Битрикс: Энтерпрайз предлагает настроить каталог, акции и другие параметры, которые зависят от особенностей регионов. Удобно работать с базой клиентов (промо-акции, рассылки, почта), есть инструменты для поисковой оптимизации, интеграция со сторонними производителями (ERP, CRM). CS-Cart. Платформа для создания масштабных площадок. Она подтверждает обработку персональных данных и к ней подключена полная база городов России, что ускоряет процесс оформления заказов. В движок встроены отечественные способы оплаты, поэтому он полностью адаптирован под e-comm в РФ. WordPress + плагин WooCommerce Multivendor Marketplace. Одна из самых известных систем управления контентом с открытым кодом. Многие отмечают простоту в системе навигации WordPress и понятную логику взаимодействия. E-comm на ней доступен через бесплатный плагин WooCommerce Multivendor Marketplace. Magento Commerce. Популярная во всем мире платформа для e-comm. Изначально обозначалась как система для традиционных продаж, где участвует один продавец, но также можно добавлять функционал маркетплейса. Движок имеет открытый код, а значит не возникнет трудностей с поиском специалистов и готовых модулей, с помощью которых можно постоянно расширять ресурсы платформы.

Техническая поддержка После выбора варианта разработки стоит подумать о технической поддержке. Во время работы с площадкой у пользователей могут появится технические вопросы. Для их решения вам понадобится команда поддержки. Можно создать собственную техподдержку или использовать аутсорсинг.

Привлечение клиентов Чтобы привлечь внимание аудитории, можно обратиться к соцсетям, блогу, рекламе, СМИ и профессионалам в вашей области. Найти продавцов можно у конкурентов, выбирайте тех, у кого есть высокие оценки и положительные отзывы. Хороший ресурс адаптирован под экраны любого размера, поэтому позаботьтесь о том, чтобы все хорошо отображалось не только с экрана компьютера, но и с мобильных устройств. Тестирование и выход на рынок После завершения всех технических работ можно перейти к тестированию, которое покажет все недочеты и поможет улучшить функционал. Этот процесс разделяется на этапы: Поиск продавцов. Это могут быть онлайн-магазины, которые расширяют места продаж; · Рассылка с предложением подключиться к участию в проверке маркетплейса потенциальных партнеров; · Сбор отзывов пользователей с помощью опроса или вживую. Соберите мнение партнеров, чтобы определить слабые места и исправить недочеты; · Измерение конверсии маркетплейса. Изучаем удобство и простоту интерфейса, а также параметры перехода посещений в покупки; · Финальная корректировка и исправление дефектов; · Выход маркетплейса на рынок.

Рекомендации 1. Выделяйте больше времени на создание маркетплейса. С первого раза вы не получите идеально работающий инструмент. Правки и улучшения есть всегда и у всех; 2. Выбирайте персонал внимательно. Стоит потратить силы и время, чтобы собрать эффективную команду; 3. Проследите, что информация о проекте не утекла до его запуска. Это может усилить конкуренцию со стороны остальных игроков рынка. Если же данные о пока еще сырой площадке попадут в руки СМИ, то это грозит потерей репутации.

Заключение

Спрос на качественные маркетплейсы постоянно растет, что приводит к появлению на рынке новых решений и нового бизнеса. Много игроков, которые предлагают качественный сервис и вкусные предложения. Если вы поймете желания вашей целевой аудитории, то сможете решить их потребности и расширите бизнес.

Следуйте за шагами, которые прописаны в этой статье, тогда увеличатся шансы занять свое место на рынке. Не пугайтесь, если ошиблись, ведь всегда можно что-то исправить, внести изменения и улучшить ресурс.