 Олег Чичин, Founder/CEO
Олег Чичин, Founder/CEO
 София Тималина, Head of PR
София Тималина, Head of PR
Дорожная карта или roadmap проекта — это документ, описывающий последовательность этапов проекта, ответственных, их задачи, сроки выполнения всех работ. В отличие от плана проекта, в roadmap нет подробного описания каждой задачи. Но, как и план, дорожная карта обозревает путь выполнения проекта целиком, чтобы каждый участник видел конечную цель и шаги по направлению к ней.
Разработка дорожной карты будет полезна при планировании компанией нового продукта, изменении стратегии для корпорации или целой отрасли, и даже при построении личного карьерного плана.
Она может пригодиться руководителям, команде и каждому сотруднику в отдельности для следующих задач:
В этой статье мы рассмотрим две классификации дорожных карт: по области применения и по методике управления проектами. Создавать дорожные карты можно для проектов в любом направлении деятельности, но больше всего они популярны в маркетинге, продажах и при создании или изменении бизнес-продуктов.
Маркетинговая дорожная карта используется при планировании продвижения. На такой roadmap указываются этапы раскрутки, выбранная стратегия продвижения и его желаемый итог.
Продуктовая дорожная карта нужна не только при создании новых продуктов, но также при их совершенствовании. Например, компания хочет выполнить редизайн старого продукта и подкорректировать его суть. На roadmap прописывается каждый шаг и обозначается тот результат, которого компания хочет достичь в конце проекта.
Roadmap для отдела продаж полезна, например, чтобы спланировать увеличение объема продаж. В качестве цели ставится конкретное число и перечисляются задачи, выполнение которых приведет к намеченному уровню.
Дорожная карта формируется на основании методики управления проектами. В зависимости от конечной цели определяется и способ работы над ней.
Каскадная (waterfall) дорожная карта проекта подразумевает, что все этапы выполняются последовательно. Как правило, каскадный тип выбирается для масштабных и долгих проектов.

Гибкий (agile) тип позволяет работать над проектом с помощью спринтов. Иначе говоря, все задачи разбиваются на еще более мелкие, а по их выполнению достигаются краткосрочные цели.

Чтобы дорожная карта стала важным и полезным источником информации для всех участников, к ее созданию нужно подходить обдуманно.
Задайте себе вопрос «кто будет читать эту карту?», а затем составьте портрет целевой аудитории на основании ответа. В дальнейшем вам потребуется разработать визуал карты и выбрать интонацию для текстов. Не пренебрегайте изучением ЦА, ведь для успешного выполнения проекта нужно, чтобы участники понимали карту одинаково.
Цель должна быть выставлена четко, конкретно и честно. Чем проще вы напишете, тем лучше — у команды не будет сомнений в том, что вы имели в виду, тогда работа будет слаженной.
Подумайте, как эффективнее для вас и исполнителей решать задачи — друг за другом или одновременно (каскадный или гибкий тип). Узнайте, есть ли у участников возможность работать по выбранному формату.
Карта — это путь до конечной точки. Разделите путь на несколько этапов, чтобы было легко отслеживать прогресс, а также выделите те задания, которые могут выполнить только определенные рабочие группы или специалисты. Для всех задач укажите дедлайн — крайний срок выполнения задания. Это поможет держать дисциплину, а также даст другим участникам информацию об оставшемся времени на выполнение своих собственных задач.
Если ваш проект требует сотрудников из разных отделов, в команду возьмите тех, кто подходит вам, а также согласен на выполнение будущих обязанностей. Подготовьте список запасных участников из необходимых отделов — тех, кто будет готов помочь в случае неожиданных обстоятельств. В дорожной карте укажите имена ответственных за различные задачи. Это поможет следить за исполнением вам, как руководителю, и послужит справкой для прочих участников.
Дорожную карту вы можете создать в специальном для этого сервисе, либо с помощью простых инструментов. Убедитесь, что выбранный сервис доступен для всех участников проекта.

Для разработки roadmap можно использовать презентации: у них больше визуальных инструментов, которые помогут сделать карту удобной для восприятия. Для того чтобы доступ к такой карте был у всех причастных, рекомендуем работать в онлайн-версиях программ.
Программа для управления проектами, в которой есть шаблоны для отображения информации (диаграмма Ганта, таблица, доска, таймлайн). В GanttPRO можно настроить уведомления об изменениях для всех участников и каждого в отдельности по нужным задачам. Платформа позволяет загружать сторонние файлы (такие, как PDF и Excel, например). 14 дней на использование программы пользователю дается бесплатно — небольшой демо-период, за который вы сможете понять, подходит ли функциональность программы вашим ожиданиям.

Сервис для управления проектами с онлайн-доской, на которой можно отразить суть, краткосрочные и долгосрочные цели, поделиться этим со всей командой. Просматривать доску смогут все, кому вы предоставите доступ, но редактировать — только вы. В Miro есть шаблоны досок, а также возможность создавать доски самостоятельно.

Сервис предназначен для создания визуальной составляющей и не рассчитан на доступность для всей команды проекта. С помощью RoadMunk пользователь может создать презентацию для будущего показа другим. Программа предоставляет две недели демо-ознакомления бесплатно. В ней есть готовые шаблоны и возможность создать карту с нуля. К тому же, сервис позволяет загружать файлы разных форматов (например, табличных).

Этот способ подойдет компаниям, которые уже работают на платформе Jira. В JiraSoftware можно проектировать дорожные карты, приглашать в них сотрудников или целые отделы, планировать различные сценарии осуществления проекта.

Правильно составленная дорожная карта проекта станет эффективным инструментом регулирования работы сотрудников, выполняющих проект любой сложности и длительности. Выбрав метод и сервис для ее разработки, убедитесь, что это удобно для всех, кто участвует в проекте. Дорожная карта — это ориентир, к которому сотрудники могут обратиться в любой момент и вспомнить, для чего в конечном итоге они работают, чего нужно достичь и каким путем. Используйте на карте простые формулировки, не перегружайте ее лишней информацией и сделайте визуально удобной.
Успехов!
 Олег Чичин, Founder/CEO
Олег Чичин, Founder/CEO

