Улучшаем юзабилити сайта самостоятельно


Поделиться

Посетители заходят на сайт, но ваши продажи падают? Возможно все дело в том, что у сайта неудобный дизайн или он не имеет понятной и четкой структуры. Из-за этого клиенты второпях покидают непонятный ресурс, где о них не подумали. Вы бежите искать «экспертов» по UX-аудиту, которые за круглую сумму обещают найти все слабые места у сайта и исправить ситуацию. В итоге вы получите бумаги, где в общих формулировках перечислены очевидные вещи, про которые вы скорее всего и так знали: «плавают» кнопки, долго загружаются страницы, меню имеет сложную структуру.

К тому же не всегда можно найти хороших специалистов или выделить бюджет на юзабилити-аудит, в этом случае вся ответственность переходит в ваши руки. Если понимаете, что сможете самостоятельно изучить материал, то это только сэкономит драгоценные ресурсы и подарит новый опыт работы по взаимодействию с сайтом. Расскажем, как своими силами провести UX-аудит сайта.

Зачем нужен UX-аудит сайта

Юзабилити аудит помогает оценить функциональность всех элементов на сайте. С его помощью можно определить, что вызывает у посетителей трудности при взаимодействии с веб-ресурсом и почему они с него уходят. Избавление от этих проблем повысит лояльность клиентов и стимулирует к сотрудничеству с вашим бизнесом.

Итоговая цель проведения UX-аудита – это оценка удобства сайта для пользователей. Для этого выявляются все сложности, которые затрудняют переход к целевым действиям (покупка, заполнение формы, подписка или регистрация).

Кроме того, проведение аудита подскажет более подходящий UX-дизайн, что привлечет клиентов и увеличит конверсию. Например, если проводить UX-аудит онлайн-магазина, то можно найти подобные ошибки:

  1. Карточки товаров неинформативны;
  2. Запутанный каталог;
  3. Нет корзины;
  4. Непонятные для пользователя названия категорий;
  5. Неудобное расположение кнопки «купить»;
  6. Отсутствие подсказок в полях для оформления заказа.
Разрабатываем дизайн
Создаём удобные и простые интерфейсы, которые помогают компаниям развиваться в цифровой среде

Проблемы такого рода резко снижают процент покупок на сайте. В конечном счете юзабилити аудит не избавляет от всех проблем, он дает ответы на важные вопросы:

  • К каким выводам можно прийти, основываясь на данных о поведении и потребностях пользователей?
  • На каких страницах возникают проблемы с навигацией и функционалом?
  • Можно ли что-то изменить для улучшения эффективности бизнеса?

Когда нужен UX-аудит сайта

Прежде чем проводить UX-аудит сайта обратитесь к анализу метрик, иначе вы можете сломать систему, которая изначально хорошо работала. Давайте рассмотрим, когда следует обратиться к этой процедуре:

  • Пользователи заходят на сайт, но целевые действия отсутствуют;
  • В момент совершения покупки покидают ресурс;
  • Посетители быстро покидают ресурс или не уходят дальше первой страницы;
  • Перегруженный интерфейс с ненужным функционалом.

Возможно, что с сайта уходят из-за наличия технических ошибок, которые необходимо устранить. Если у вас низкий трафик, то дело может быть в неработающем маркетинге, SEOили таргетинге, тогда UX-аудит сайта не поможет, а даже навредит. Вы затратите свое время на работу с проблемами, которые не являются первопричинными и скорее всего не получите результатов.

С чего начать в первую очередь?

Для начала поставьте себе определенные цели и задайте себе несколько вопросов:

  1. Какие у сайта задачи?
  2. Чем он поможет пользователю?
  3. Зачем вам нужен UX-аудит?
  4. Как вы планируете проводить оценку результатов?
  5. Каким образом будете вводить улучшения?

Затем выберите страницу для анализа. Для этого можно использовать «Яндекс.Метрики», обратите внимание на страницы входа и выделите наиболее востребованные. Не всегда этой странице является главная, также попадание возможно с низкочастотных страниц. Проведите анализ по ключевым показателям (объем знаков, количество переходов и отказов, проведенное на сайте время) – это поможет понять, почему те или иные страницы проседают.

Инструменты для проведения UX-аудита

1. Начните изучать основы с помощью подробного руководства по дизайну Style Guides. Разработчики и веб-дизайнеры используют эту систему для составления единого стиля сайта, его страниц и элементов. Это свод правил, который помогает избежать ошибок и несоответствий.

2. Google Analytics и Yandex.Метрика - сервисы, которые представят всю актуальную информацию для анализа ключевых параметров сайта:

  1. Поведенческие факторы;
  2. Эффективность работы целей сайта, отображение проблем на каком-либо этапе;
  3. Показатели тепловых карт и карт кликов;
  4. Статистика отказов и самая посещаемая страница;
  5. Данные о посетителях.

3. Конкуренты. Обратите внимание на сайты конкурентов. Ошибки, которые они допустили могут присутствовать и у вас. Может быть найдете полезные идеи и захотите использовать похожие инструменты у себя.

4. Примеры и советы на платформах. Проводится масштабная работа, чтобы создать руководство для движка или разработать дизайн-макет. Обратитесь к опыту специалистов и посмотрите, как они составили макет и какие возможности предлагают платформы.

Аудит UX-интерфейса способом «Чек-лист»

Этот способ помогает проверить удобство интерфейса и выявить элементы с ошибками, которые можно улучшить с помощью чек-листа.

Плюсы чек-листов:

  1. Содержат много критериев для проверки (хороший чек-лист не забывает о деталях);
  2. Не важно наличие специальных навыков – все делается по подготовленным рекомендациям.

Минусы чек-листов:

  1. Понять, насколько качественно составлен тот или иной чек-лист может только специалист;
  2. Некоторые пункты не подходят под особенности различных бизнес-ситуаций;
  3. Не объяснятся, почему нужно поступить так, а не иначе.

Лучше обращаться к чек-листам уже после аудита для проведения проверки. Не стоит брать их в качестве самостоятельного способа, если развитие требует финансов.

Эвристическая оценка интерфейса

Свод правил и рекомендаций составлен Якобом Нильсеном и Рольфом Моличем еще 32 года назад, однако к нему до сих пор обращаются специалисты со всего мира. Изначально способ должен был выявлять ошибки UX-интерфейса, основываясь на человеческих факторах. Документ состоит из 10 эвристик, которые не имеют научного доказательства и об их пользе все еще идут споры.

10 эвристик Якоба Нильсена

Пройдитесь по аудиту интерфейса, обращаясь к каждой эвристике и подкорректируйте моменты, которые не соответствуют рекомендациям. Хотя способ и похож на чек-лист, но все же имеет больше общего с психологией поведения, поэтому не совсем конкретен.

Плюсы эвристики:

  1. Бесплатный и удобный метод для анализа сайта. Специальные навыки для этого не требуются;
  2. Пользуется популярностью. О нем знает каждый UX-дизайнер и сверить по нему сайт - дело принципа;

Минусы эвристики:

  1. Основывается на представлении зарубежных экспертов, поэтому может не соответствовать представлениям отечественных пользователей;
  2. Все рекомендации достаточно ограничены, поэтому если имеются ошибки другого плана, то он не поможет.

Улучшаем юзабилити сайта с помощью живых пользователей

Этот способ позволяет провести оценку навигации, расположений категорий и элементов. Прост и эффективен, но для этого придется обратиться за помощью к фокус-группе и отследить ее поведение на сайте в режиме реального времени.

Вам понадобятся скрины элементов на сайте (ссылки, названия блоков, кнопки, категории, заголовки, баннеры и др.). Предложите пользователям самим расположить карточки в соответствии их представлениям об удобном интерфейсе. Таким образом вы увидите, как они представляют себе структуру идеального сайта.

Способ экспертизы компонентов

Способ хорошо помогает увидеть текущую ситуацию на сайте и улучшить взаимодействие пользователя с веб-ресурсом. Трудоемкий метод, поэтому если вы не готовы уделить на исследование большое количество времени, то лучше отдайте в работу специалистам.

Найдите вашу целевую аудиторию и опишите ее характеристики, затем составьте портреты под каждый тип пользователя: сколько ему лет, что он любит, какие у него страхи и цели? Затем попробуйте представить, зачем именно этому пользователю нужен ваш ресурс и составьте 3-5 сценариев поведения к каждому портрету.

В этом вам помогут следующие вопросы:

  1. Как я могу упростить работу персонажа с сайтом?
  2. Могу ли я снизить число ошибок?
  3. Как повысить уровень удовлетворения взаимодействия с сайтом?
  4. Можно ли сократить время на обучение работы с ресурсом?

Выводы

Если вы понимаете, что ваш сайт не приносит клиентам положительного впечатления, то не ждите, что проблема сама разрешится. Чем больше вы тянете, тем больше теряете. Взяться за улучшение юзабилити сайта и проведение UX-аудита можно самостоятельно. Для получения высокого результата придется изучить необходимый материал, выбрать подходящий способ проведения аудита и потратить на него время. В итоге вы узнаете больше о работе своего инструмента и расширите возможности для взаимодействия с ним пользователей. Если во время исследования вы учли все детали, то на выходе получите четкий план по оптимизации интерфейса сайта.

Читайте также


Тренды дизайна интерфейсов 2022: новые перспективы в старом

В цифровой сфере «графический интерфейс пользователя» представляет собой программное обеспечение, благодаря которому пользователь имеет возможность взаимодействовать с операционной системой и не только.