Этапы создания маркетплейса


Поделиться

Сегодня трудно найти человека, который бы ни разу не совершал покупки на крупных онлайн-площадках. Статистика компании Data Insight показывает, что в период пандемии больше 10 млн покупателей стали оформлять покупки в интернете, а специалисты из сферы e-comm прогнозируют уверенный рост онлайн-покупок. Разберемся, что такое маркетплейс и как его создать.

Что такое маркетплейс?


Маркетплейс - это онлайн-платформа для реализации товаров от разных продавцов, где установлены четкие правила торговли. Существует два варианта организации маркетплейса: все продажи идут от бренда платформы (Ozon) или от своего имени (СДЭК.МАРКЕТ).

Особенности маркетплейсов:
• Есть сторонние продавцы;
• Возможны продажи одних товаров несколькими поставщиками;
• Можно реализовывать продажи не только товаров, но и услуг: покупка авиабилетов, бронирование отелей и т.д;
• Установлен порядок проведения оплаты, есть схема решения споров и продуман процесс доставки.

Какие маркетплейсы бывают
Маркетплейс нужен для взаимодействия с большой аудиторией как продавцов, так и покупателей. Все стороны равны, однако может быть иерархия «предприниматель-клиент». Есть три основных вида маркетплейсов:
1. С2С - продажи и услуги осуществляются обычными людьми (Авито, Юла);
2. B2C - продажи и услуги от бизнеса людям (Ozon, Яндекс.Маркет);
3. B2B - бизнес для бизнеса (TIU.ru, ALL.BIZ).

Распределение маркетплейсов по тематике:
• Информационные (YouTube);
• Продажа товаров (Ebay, Google Play, Аmazon);
• Услуги (Uber, booking.com);
• Инвестиции и краудфандинг (Circle.up);
• Гибридные (Craigslist и OLX).

Распределение маркетплейса по типу структуры:
• Вертикально структурированные – предлагают одну категорию товаров, например, косметику;
• Горизонтально структурированные – предлагают разные категории товаров. От одежды до спортивного оборудования и хобби;
Заранее стоит подумать над тем, как будет поступать монетизация, потому что от этого зависит дальнейшая разработка маркетплейса.

Монетизировать маркетплейс можно несколькими способами:
• Получить комиссию за транзакцию;
• Подключить оплату за подписку;
• Плата за размещение объявлений или за развитие листинга.

О чем стоит подумать перед разработкой


Перед тем, как решиться на создание маркетплейса, стоит поставить перед ним определенные цели. Владелец платформы должен ответить на три простых вопроса:
1. Зачем бизнесу нужен маркетплейс и какие задачи он будет решать?
2. Какой тип маркетплейса нужен?
3. Что и кому я буду продавать?

Определение целевой аудитории. ЦА – это потенциальные клиенты вашего бизнеса, которые могут совершить покупку и принести пользу маркетплейсу. Онлайн-аудитория достаточно широкая, поэтому процесс определения конкретного покупателя будет не такой, как в интернет-магазине. Изначально маркетплейс рассчитан на работу с двумя ЦА: продавцами и покупателями, поэтому общаться с ними нужно отдельно.

Критерии для определения партнеров:
• География работы: вся территория РФ или определенный регион, округ;
• Каким способом будет регистрация: юр.лицо, ФОП, нет регистрации;
• Какие будут категории товаров (в промышленных масштабах, потребительский);
• Стоимость товаров: премиум, широкое потребление, эксклюзив, hand-made;

Критерии покупателей:
• Геолокация: территория по всей России или определенная местность. Влияет на возможности доставки товаров покупателям;
• Возраст;
• Социальный статус и платежеспособность;
• Устройство выхода в интернет.
Принимая во внимание характеристики ЦА, можно определить стратегию для развития маркетплейса.

Разработка торговой площадки


После определения всех параметров и ЦА можно приступать к разработке маркетплейса. Здесь есть два варианта: создать его с нуля или обратиться к готовому решению. В первом случае понадобится команда опытных специалистов
Преимущества маркетплейса с нуля:
• Маркетплейс уникален;
• Свобода в разработке функционала;
• Отличие от конкурентов.

Во втором случае можно сэкономить и использовать специальные платформы, на базе которых создаются веб-ресурсы. Самыми популярными являются следующие:
1С-Битрикс: Энтерпрайз. Распространенная российская платформа для продаж с широким функционалом. На ней полный комплект инструментов для создания маркетплейсов. 1С-Битрикс: Энтерпрайз предлагает настроить каталог, акции и другие параметры, которые зависят от особенностей регионов. Удобно работать с базой клиентов (промо-акции, рассылки, почта), есть инструменты для поисковой оптимизации, интеграция со сторонними производителями (ERP, CRM).
CS-Cart. Платформа для создания масштабных площадок. Она подтверждает обработку персональных данных и к ней подключена полная база городов России, что ускоряет процесс оформления заказов. В движок встроены отечественные способы оплаты, поэтому он полностью адаптирован под e-comm в РФ.
WordPress + плагин WooCommerce Multivendor Marketplace. Одна из самых известных систем управления контентом с открытым кодом. Многие отмечают простоту в системе навигации WordPress и понятную логику взаимодействия. E-comm на ней доступен через бесплатный плагин WooCommerce Multivendor Marketplace.
Magento Commerce. Популярная во всем мире платформа для e-comm. Изначально обозначалась как система для традиционных продаж, где участвует один продавец, но также можно добавлять функционал маркетплейса. Движок имеет открытый код, а значит не возникнет трудностей с поиском специалистов и готовых модулей, с помощью которых можно постоянно расширять ресурсы платформы.

Техническая поддержка
После выбора варианта разработки стоит подумать о технической поддержке. Во время работы с площадкой у пользователей могут появится технические вопросы. Для их решения вам понадобится команда поддержки. Можно создать собственную техподдержку или использовать аутсорсинг.

Привлечение клиентов
Чтобы привлечь внимание аудитории, можно обратиться к соцсетям, блогу, рекламе, СМИ и профессионалам в вашей области.
Найти продавцов можно у конкурентов, выбирайте тех, у кого есть высокие оценки и положительные отзывы. Хороший ресурс адаптирован под экраны любого размера, поэтому позаботьтесь о том, чтобы все хорошо отображалось не только с экрана компьютера, но и с мобильных устройств.

Тестирование и выход на рынок
После завершения всех технических работ можно перейти к тестированию, которое покажет все недочеты и поможет улучшить функционал. Этот процесс разделяется на этапы:
Поиск продавцов. Это могут быть онлайн-магазины, которые расширяют места продаж;
· Рассылка с предложением подключиться к участию в проверке маркетплейса потенциальных партнеров;
· Сбор отзывов пользователей с помощью опроса или вживую. Соберите мнение партнеров, чтобы определить слабые места и исправить недочеты;
· Измерение конверсии маркетплейса. Изучаем удобство и простоту интерфейса, а также параметры перехода посещений в покупки;
· Финальная корректировка и исправление дефектов;
· Выход маркетплейса на рынок.

Рекомендации
1. Выделяйте больше времени на создание маркетплейса. С первого раза вы не получите идеально работающий инструмент. Правки и улучшения есть всегда и у всех;
2. Выбирайте персонал внимательно. Стоит потратить силы и время, чтобы собрать эффективную команду;
3. Проследите, что информация о проекте не утекла до его запуска. Это может усилить конкуренцию со стороны остальных игроков рынка. Если же данные о пока еще сырой площадке попадут в руки СМИ, то это грозит потерей репутации.

Заключение

Спрос на качественные маркетплейсы постоянно растет, что приводит к появлению на рынке новых решений и нового бизнеса. Много игроков, которые предлагают качественный сервис и вкусные предложения. Если вы поймете желания вашей целевой аудитории, то сможете решить их потребности и расширите бизнес.

Следуйте за шагами, которые прописаны в этой статье, тогда увеличатся шансы занять свое место на рынке. Не пугайтесь, если ошиблись, ведь всегда можно что-то исправить, внести изменения и улучшить ресурс.

Читайте также

Популярные вопросы о создании сайта

Прокачать бизнес на просторах интернета без сайта очень сложно. Конечно, некоторым нишам достаточно аккаунта в соцсетях, но что делать, если необходимы веб-ресурсы для презентации товаров или услуг? Ответим на популярные вопросы о создании сайта.


Запуск интернет-магазина с нуля бесплатно и законно: возможно ли это? Часть 2

Как открыть интернет-магазин с нуля? Сегодня этим вопросом интересуются многие: начиная с тех, у кого совсем нет опыта в предпринимательстве, и заканчивая руководителями компаний, которые ещё не обзавелись своим представительством в Интернете.