Нравиться всем — невозможно, ведь каждый человек обладает потребностями различного характера и происхождения. Важно понимать, какие потребности можете закрыть именно вы и для какого клиента станете единственным выбором.
Целевая аудитория — это группа людей, на которую ориентированы продажи той или иной компании. ЦА собирается из тех потенциальных клиентов, которые объединены схожими характеристиками, целями и образом жизни. На каждом этапе работы организация должна оглядываться именно на ЦА: как клиенты будут использовать продукт, будет ли им удобно и полезно, откуда клиенты о нем узнают, какие источники информации изучают, как их привлечь и мотивировать на покупку и так далее.
При разработке дизайна сайта помнить о целевой аудитории не менее важно. Если будущий дизайн создается из ваших предпочтений и вкусов дизайнера, нужно понимать, что не каждый посетитель сайта оценит дизайн так же, как вы. Вот здесь и потребуется портрет целевого потребителя вашего продукта, чтобы ориентироваться по большей части именно на его интересы.
Определяем целевую аудиторию
Чтобы не «потеряться» в характеристиках своего потребителя, для определения целевой аудитории используйте систематизированные методики. К примеру, одна из них — методика 5W (What? Who? Why? When? Where?).
- What? (Что?)
Опишите продукт, который вы предлагаете: физический это товар, инфопродукт или услуга, в какой сфере деятельности он используется. - Who? (Кто?)
Обозначьте потенциального клиента, которому ваш продукт будет интересен, в социальных категориях: пол, возраст, уровень дохода, место проживания и т.д. - Why? (Зачем?)
В какой ситуации человеку может потребоваться товар, который вы предлагаете? Выделите цель или несколько целей, с которыми клиент может обратиться в вашу компанию для покупки. - When? (Когда?)
Целевой потребитель будет покупать ваш продукт регулярно или сезонно? Подумайте и определите, насколько часто человек будет к вам обращаться, от каких обстоятельств будет зависеть регулярность покупки? - Where? (Где?)
Под этой W исследуются места, из которых люди могут узнать о вашем продукте. Где ваш потенциальный клиент привык покупать похожие товары? Откуда может узнать о вас? Корректное определение этого параметра поможет вам наладить связь с целевыми потребителями.
После сегментации методом 5W портрет целевой аудитории становится различимым, но можно ли нарисовать его еще понятнее?
DISC-анализ
Целевую аудиторию можно уточнить также по поведению с помощью DISC-анализа (Dominance, Influence, Steadiness, Compliance). Разберем его подробнее:
- Dominance (доминирование) — этот тип олицетворяется орлом, поскольку такой потребитель решителен и прямолинеен.
- Influence (влияние) — попугай. Такие клиенты общительны и веселы, их легко увлечь, решения принимают импульсивно.
- Steadiness (терпение) — голубь. Потребитель-голубь спокоен, терпелив и склонен к постоянству.
- Compliance (пластичность) — сова. Сравнивает, анализирует и принимает решения логически.
Разрабатываем дизайн, опираясь на портрет целевой аудитории
Рассмотрим, как портрет целевой аудитории, составленный с помощью DISC-анализа, может повлиять на разработку дизайна вашего веб-сайта.
Если ваша ЦА — орлы
Орлы не отличаются терпением, склонны к соперничеству, решительны. Клиенту-орлу важно показать отличительные характеристики вашего продукта сразу же, как он заходит на страницу. Такой потребитель ценит яркие качественные изображения, отсутствие излишней информации, возможность быстрого и удобного осуществления покупки. Орлы — часто состоятельные люди, поэтому в дизайне благоприятно воспримут глубокие и насыщенные цвета, строгие формы.
Если ваша ЦА — попугаи
Попугаи склонны к импульсивным покупкам, энергичны, общительны, легко поддаются влиянию окружающих и потому часто увлекаются тем, что «на хайпе». Потребители этого типа также любят заявлять о себе, поэтому задумайтесь о том, чтобы у них была возможность выразить свое мнение, оставить отзыв, поделиться в соцсетях.
При разработке дизайна уделите внимание ярким и интересным сочетаниям цветов, добавьте качественные и запоминающиеся изображения, внедрите оригинальные и технологичные функциональные решения на сайт (например, анимацию).
Если ваша ЦА — голуби
Заботливые и спокойные, голуби часто сомневаются и не спешат с решением. Такие потребители тихие и скромные, от них редко можно увидеть обратную связь, но, если они однажды выбрали вас, то останутся надолго, поскольку ценят стабильность.
При выборе продукта потребитель-голубь будет ориентироваться на вашу экспертность и авторитет, надежность компании и долговечность или непременную полезность товара/услуги.
Если ваша ЦА — совы
Клиент-сова спокоен и рассудителен, он может часами исследовать странички вашего сайта в поисках доказательств в пользу приобретения продукта именно у вас. Такой потребитель принимает решение о покупке только тогда, когда абсолютно в нем уверен.
Для сов не так важна оригинальность дизайна, как возможность проанализировать, сравнить товар с аналогичным, прочитать отзывы и узнать статистику. Не скрывайте ничего от сов, не используйте голословные утверждения, подкрепляйте каждый факт доказательствами, и тогда вам удастся «завоевать» клиента-сову.
Понравиться каждому человеку на свете нельзя, но можно попробовать понравиться каждому целевому потребителю вашего продукта. При создании дизайна думайте о тех, кто будет заходить на ваш сайт для совершения покупки, а не только о своих вкусах и целях. Необходимо понимать, что предпочтения целевой аудитории оказывают огромное влияние на успех вашего бизнеса, и, следовательно, на каждое решение, принятое вами в ходе производства и продвижения товара. Для дизайнера портрет целевого потребителя должен быть так же важен, как и для всей вашей организации. Помните, что по ту сторону экрана — личность со своими предпочтениями и целями. Узнавайте целевую аудиторию снова и снова.
Успешного продвижения!